А вот и мой ответ:
Когда я говорю, что в религии не говорится о том, что человек – лишь пешка в чьей-то игре, я просто отвечаю на слова VerGIL’а. Но, так или иначе, христианская религия в этом отношении более гуманна. И ты можешь не принимать правила того мира, в котором живёшь, но они от этого не изменятся. Хороших (с точки зрения человека) правил не бывает. Каждый делает свой выбор. Кто-то верит в Бога, кто-то — нет, при этом он принимает на себя, с точки зрения верующего человека, определённый риск. Вспомни: в «Божественной комедии» Данте Алигъери не согрешившие нехристиане всё же попадают в Ад, например, тот же Вергилий, ставший проводником Данте по более «низким» кругам Ада. Итак, первый круг, там не наказывают, но там — стоны от тоски. Ещё раз подчеркну: это с точки зрения верующего. Но он потому и верит, что считает это правдой, вот в чём дилемма! Если не веришь — спокоен («этого нет»), если веришь — тоже спокоен, но относительно («а вдруг я недостаточно праведен?»). Проблема выбора. Здесь посоветовать некому, каждый судит согласно своим убеждениям, идеального варианта нет. Там, где религиозная жизнь не сводится к исполнению обрядов, где она пробует осмыслить себя, рождается философия. Но философия вообще — систематизированное сомнение, она начинается с недоверия к себе самому.
Свобода совести. Я не соглашусь с тобой в том, что религия презирает её в зачатке. Разные мировые религии относятся к этому по-разному. Да, для человека, воспитанного в христианской культуре вполне естественно задать себе вопрос: а как совместить свободу человека и существование всемогущего Бога? Христианство совмещает эти два понятия. Ср.: В. Бутусов:
1. «С неба падает снег, значит, Небу так надо» и
2. «Твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад».
На уровне теории ответа нет. На уровне практики есть ответ Фомы Аквинского, который можно выразить так: человек субъективно ощущает свою свободу, она не может быть рассчитана и «запрограммирована» в системе Мира, и всё же свободный поступок человека предузнан Творцом. Всё зависит от системы отсчёта: увидеть электрическое или магнитное поле… То есть человек должен поступать так, как будто всё зависит только от него одного, но при этом верить так, как будто всё зависит только от Бога. Абсурдно? Возможно. Трудно? Да. Буддизм, кстати, в отличие от христианства, не объясняет, как человек может остановить поток кармы, если её законы правят всем. Индуизм вообще не ставит вопрос свободы человека. Если человек есть частица Божества, то как частица может быть свободна от того Целого, частью которого она является? Поэтому мне ближе христианская философия (наверное, все уже заметили, что я и говорю в основном о ней).
Теперь другое. Ты пишешь, что сейчас церковь не играет такой большой роли в жизни человека. Я думаю, что вера просто перешла на качественно иной уровень. Это не слепое поголовное повиновение (я соглашаюсь с тем, что и такое было), а относительно свободный выбор относительно свободного человека. И вряд ли церковь уйдёт из нашей жизни. Это не архаизм (или ты хотел сказать — атавизм?). Неужели ты и вправду считаешь, что человеческая психика укрепилась? Ну да, громов бояться перестали. Теперь боимся другого, теперь у нас свои заморочки.
А то, что «церковь всегда брала на себя чрезмерные политические и социальные функции» — это люди. Религия не предусматривает, что служители культа должны так себя вести. Вспомни про тех же фарисеев. Они тоже брали на себя слишком много. Но ведь это не поощрялось и не одобрялось! Наоборот, Библия содержит как бы предупреждение. Если верить официальной истории, т. е. науке, следовать научному объяснению, то христианская религия была создана палестинскими пастухами. Где у них сильная власть или хотя бы стремление к ней? Кстати, у язычников церкви как института не было, но я понимаю, что ты имел в виду. У них был другой вариант — шаманы…
Ещё один интересный факт: в «тёмном» Средневековье была одна юродивая, которая ходила по улицам городов с зажженным факелом и ведром воды. Она объясняла, что факел её нужен, чтобы поджечь Рай, а вода — залить Ад и чтобы «все любили Бога ради Него самого, а не ради боязни адский мук или стремлению к райскому блаженству». Это действительно заставляет задуматься, ведь наше понимание загробной жизни (для тех, кто в неё верит) — человеческое. А по сути, почему обязательно должна быть награда? И что ждёт нас ТАМ? Для Данте всё было просто: 9 кругов Ада, Чистилище и Рай. Даже расписано, кто, куда и за что попал. А вот ты как думаешь? Веришь ли ты вообще в существование души и жизни после жизни?
_________________
Минздрав предупреждает: общение с этим человеком опасно для вашего душевного равновесия.
|